«Гюрза» Киеву не помощник. Почему Петр Порошенко рискует «утонуть» в Азове

Игры киевских политиков в районе Азовского моря могут привести к фатальным последствиям. В том числе и для них самих.

Официальный Киев предпринимает новые меры, которые, по мнению украинских политиков, должны помочь Украине справиться с «агрессией России».

Командующий Сухопутными войсками ВСУ Сергей Попко на своей странице в социальной сети Facebook сообщил, что Вооруженные силы Украины (ВСУ) усилили группировку войск, включая сухопутные, на Азовском направлении «в ответ на агрессивные действия Российской Федерации»: «Осуществляются меры по обеспечению полного контроля ситуации в регионе, поддержке действий корабельной группировки, обеспечению надежной обороны морского побережья».

Ранее «Украинский военный портал» сообщал о переброске по суше в азовский порт Бердянск трех  малых бронекатеров проекта «Гюрза-М». АиФ.ru ранее подробно писал о том, что представляют собой данные катера.

Заместитель министра инфраструктуры Юрий Лавренюк сообщил в Facebook, что два катера — «Лубны» и «Кременчуг» — уже спущены на воду на новом месте службы.

Уже к концу 2018 года Украина намерена создать полноценную военно-морскую базу на Азовском море.

Борьба с «блокадой»

Эти действия являются выполнением решений, принятых 6 сентября на заседании Совета Национальной безопасности и обороны Украины. При помощи этих мер Киев собирается бороться с ущемлением своих интересов в Азовском море, в котором режим Петра Порошенко, разумеется, обвиняет Россию. Киев пребывает в ярости от того, что называет «блокадой портов Бердянска и Мариуполя».

По заявлениям украинских источников, российские силовики регулярно останавливают торговые суда, следующие в порты на Азовском море. Счет подобных судов перевалил за сотню, а убытки от таких задержек Министерство инфраструктуры Украины оценивает более чем в 500 миллионов гривен (около 18 миллионов долларов). Судовладельцы, столкнувшись с подобными проблемами, предпочитают менять маршруты. В результате, согласно данным Администрации морских портов Украины, грузооборот порта Бердянска за 7 месяцев 2018 года снизился на 22%, Мариуполя — на 11,5%. Как отмечают эксперты, снижение, скорее всего, будет продолжаться и дальше. Киев апеллирует к международному сообществу, требуя надавить на Россию. Проблема, однако, в том, что Москва ничего не нарушает.

Москва действует в рамках закона. Киев это признает

Еще весной 2018 года пресс-служба Пограничного управления ФСБ РФ по Крыму и Севастополю заявляла: «Проверки иностранных морских судов проводятся в соответствии с международным морским правом, замечаний и претензий со стороны иностранных судовладельцев к российским пограничным органам не поступало. Мы находим полное понимание важности реализации данных мер у иностранных моряков и, в свою очередь, предупреждаем их о возможных провокациях в Азовском море со стороны украинских силовиков».

Спикер погранслужбы Украины Олег Слободян в ответ констатировал: «Де-факто каких-либо нарушений в действиях пограничников РФ нет, в то же время это опасный прецедент, который может иметь дальнейшее развитие… В данном случае РФ продолжает осматривать суда, идущие в и из украинских портов на Азовском море. В этой ситуации мы заложники Соглашения о сотрудничестве между Украиной и Россией в Азовском море и в Керченском проливе, которое было подписано еще в начале 2004 года, поэтому любая из сторон может свободно передвигаться по всему бассейну моря и, соответственно, осматривать те суда, которые вызывают подозрение. Другое дело, что сейчас РФ использует этот досмотр судов как элемент политического и экономического давления на Украину. Но они не задерживают эти суда, они их просто осматривают. После этого суда следуют дальше своим курсом. Формально россияне ничего не нарушают».

Казалось бы, неудобный для Киева договор Украина может попытаться денонсировать. Но в конце августа заместитель главы МИД Украины Елена Зеркаль заявила: «О денонсации соглашения с РФ по Азовскому морю не может быть и речи: это даст возможность РФ заявить территориальный спор. Для нас это вопрос безопасности, поэтому используем имеющиеся инструменты, чтобы урегулировать этот вопрос».

Захват «Норда» и его последствия

Петр Порошенко и его единомышленники хорошо знают, что послужило толчком к нынешнему кризису.  25 марта 2018 года украинскими пограничниками был захвачено рыболовецкое судно «Норд» из Керчи. «Норд» шел под российским флагом, а весь его экипаж имел при себе паспорта граждан России.

Украинские власти, однако, отказались признавать российское гражданство рыбаков, объявив их украинцами. Против капитана «Норда» Владимира Горбенко было возбуждено дело по обвинению в «нарушении порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее с целью причинения вреда интересам государства». Ему грозит до 5 лет лишения свободы.

Кризис с «Нордом» не разрешен до сих пор. Более того, на волне эйфории после захвата «Норда» киевские политики обещали продолжить аналогичные действия. И продолжили. В августе, когда, по данным украинской стороны, Бердянск и Мариуполь несли огромные потери от российских проверок, в порту Херсона был заблокирован российский танкер «Механик Погодин». Украинские власти заявляют, что судно заблокировано на три года и, возможно, будет конфисковано.

Война в Азовском море равносильна самоубийству

Понятно, что такие действия никак не помогут ослабить напряженность. Этому, разумеется, не поможет и переброска в Приазовье новых сил ВСУ и бронекатеров.

Что, собственно, могут сделать украинские военные? Россия не планирует десантных операций на побережье, значит, сухопутные силы ВСУ могут быть задействованы разве что в маневрах. Или в наступлении на ДНР, но это тема отдельного разговора.

Что касается украинских бронекатеров, то они никак не меняют соотношение сил на Азовском море. Российская группировка остается значительно сильнее и сейчас, к тому же она обладает возможностями оперативного усиления.

В Киеве звучат голоса, предлагающие привлечь к «силовому разблокированию» Азова военные корабли США и НАТО. Но попасть в Азовское море они не смогут, не пройдя через Керченский пролив. По существующим сегодня нормам Россия имеет полное  право не допускать подобного захода. При всей сложности международной обстановки устраивать Третью мировую войну из-за грузооборота Бердянского порта никто не собирается. Гипотетическая атака бронекатеров ВМСУ на россиян, проводящих досмотр торговых судов, чревата фатальными последствиями для Киева. И воинственно настроенные украинские генералы и адмиралы, как и президент Петр Порошенко, это хорошо понимают.

Можно и доиграться

Зачем тогда Украине понадобились подобные шаги? Нынешний президент Украины подходит к новым выборам, назначенным на 2019 год, с не самыми позитивными итогами. Про то, что он обещал мир в Донбассе, сегодня даже не вспоминают. Безвизовый режим с ЕС, как и предупреждали, не принес счастья украинцам. Экономическое положение страны, несмотря на сотрудничество с МВФ, помощь США и Евросоюза, незавидно и продолжает ухудшаться.

В этих условиях команда Порошенко делает ставку на консолидацию общества ради «борьбы с российской угрозой». Президент заигрывает с радикалами, обещает свободную от РПЦ и признанную Константинополем украинскую церковь, делает заявления, которые должны представить его как единственного и незаменимого защитника интересов Украины.

Поможет ли это переизбранию Петра Порошенко, сказать сложно. Но игра со спичками в районе Азовского моря в любой момент может привести к необратимым последствиям даже против желания президента.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Comments links could be nofollow free.